В начало
Праздники Искусство Музыкальные
инструменты
Календарь
здоровья
Ци Гун Боевые
искусства
Го Удивительные
места
Фото

Китай

Страна, где водятся драконы
Три месяца в областной научной библиотеке будет гостить выставка современного китайского прикладного искусства. Владелец этих любопытных вещиц - кемеровский бизнесмен Владислав Шакурин - знаком с Китаем не понаслышке. Он вхож в дома и художников, и предпринимателей и охотно согласился поделиться своими знаниями о настоящем и прошлом этой страны.

Китай для нас - древняя Поднебесная Империя, родина фарфора и книгопечатания, шелка и компаса, бумажных денег и воздушных змеев. Населена она множеством разноязычных народов - житель севера Китая едва ли поймет речь южанина. Литературные, живописные, философские традиции древнего Китая считались образцом для соседних стран. Даже знаменитые японские нэцке, миниатюрные скульптуры-подвески, были заимствованы в средние века из Китая. Страна, в которой сравнительно недавно, в сравнении с многотысячелетней китайской историей, государственные мужи являлись одновременно знатоками литературы, живописи, ценителями философских учений, а свирепое чудовище европейских сказок - дракон - разумен и приветлив, помогает несправедливо обиженным. В древности китайцы верили в драконов - хозяев стихий, приносили им жертвы, в засуху просили послать дождь на поля, в ненастье - смирить разлив рек. А еще считалось, что именно драконы даровали людям письменность. Сегодня память о могучих повелителях стихий сохранилась в обычае проводить праздничные шествия. Молодые мужчины несут на бамбуковых шестах изображения драконов. Голова страшного ящера сделана из папье-маше, тело - из материи. Он трепещет и извивается совсем как настоящий, но не пугает никого, кроме несмышленой детворы.

Если драконы - воплощение первозданной природы, то традиционный китайский пейзажный жанр "шань-шуй", "горы и воды", символизирует ее величественную гармонию двух создающих мир начал - мужской энергии "инь" и женского зыбкого, как вода, начала "ян". Почти игрушечные бамбуковые домики, крохотные человечки, кривые деревца на фоне тонущих в тумане гор и пасмурного неба напоминают о краткости человеческого бытия. Своя символика, понятый лишь посвященным язык присущи и художникам, изображающим растения: гибкий бамбук, столь же распространенный в Китае, как у нас береза (воплощение стойкости, упорства в достижении цели) или же цветы - символ весны, творческого расцвета. Человек, которому подарили ветку цветущей дикой сливы, понимает значение подарка без пояснений, как и его предки, жившие сотни лет назад.

И сегодня по китайским деревням ходят бродячие сказители, актеры, кукольники, разыгрывающие сценки из легенд и средневековых романов. Городские и сельские ремесленники расписывают веера, мастерят на продажу чернолаковые подносы, глиняные чайники, статуэтки богов, полководцев, сказочных героев и фантастических животных. Из рук одного и того же кустаря выходят фигурки веселого толстячка, бога богатства и утех, и фантастического зверя Тао-Тэ, охраняющего входы в гробницы древних императоров. (Многие из нас видели "портрет" этого создания на модных в начале восьмидесятых дверных ручках - оно похоже и на льва и на свирепое бородатое лесное чудище). Такая веротерпимость неудивительна - в отличие от европейских стран, Китай почти не знал религиозных войн и гонений. Исконные китайские религии, конфуцианство и даосизм, мирно уживаются с пришедшим на заре первого тысячелетия буддизмом и древнейшими полузабытыми поверьями. А простые люди Китая относятся к религиозным праздникам как к поводу выпить чашечку рисового вина и встретиться с друзьями.

Большинство китайских ремесленников и работающих на массового покупателя художников экономит каждый грош. Но немало в современном Китае и знаменитых, преуспевающих мастеров. Один из них, семидесятилетний пекинский художник, и нарисовал представленную на нашей выставке и очень полюбившуюся Валерию картину - бога долголетия, едущего верхом на тигре. Кому, как не небожителю, ездить на такой "лошадке"! А вид у божества совсем не царственный - просто босой длиннобородый старик в рубахе навыпуск, похожий на китайского Льва Толстого.

Но интерес к древним легендам характерен в основном для старшего поколения. Молодые люди Китая смотрят те же фильмы, танцуют под иу же музыку, что и их сверстники в Европе и Америке. Да и свободного времени у них не так уж много - им надо учиться и зарабатывать на жизнь.

Современный Китай совсем не похож на страну-музей, существующую в воображении многих из нас. Новый Китай - это многоэтажные дома из стекла и бетона, забитые машинами автострады. Народ становится богаче, "легковушки" вытесняют традиционные велосипеды. (Не раз и не два в своих поездках по Пекину Валерий видел забытые стоянки, на которых покрываются пылью целые стада велосипедов). Китайские власти покровительствуют своим деловым соотечественникам, но еще больше они привечают бизнесменов иностранных. Каждое новое СП освобождается на два года от всех налогов, и еще три года оно существует в льготном налоговом режиме. И эти послабления иностранцам видны во всем, вплоть до того, что зарубежный предприниматель, владелец сотового телефона, может пользоваться им два месяца бесплатно. Не зря Китай привлекает деловых людей со всего мира, а курс национальной валюты - юаня - остается стабильным уже много лет.

И вместе с тем большинство китайцев живет более чем скромно. Даже в больших городах сохранились узенькие улицы с крохотными лавчонками, отапливаемые печкой-буржуйкой передвижные будки на колесах, в которых живут ремесленники, портные, "холодные сапожники". Почтенный профессор ходит в купленных десять лет назад брюках (вот это бывает не только в Китае!). Преуспевающий бизнесмен, владелец роскошной иномарки и вполне европейского офиса, живет в квартире с обшарпанными стенами и голым бетонным полом, но на кухне у него стоит большой холодильник, в жилой комнате - цветной телевизор, видеомагнитофон, аппаратура с колонками.

Может, именно бедность собственных жилищ и заставляет китайцев любить праздники, уличные гуляния? Самый любимый праздник, как и у нас - Новый год. В разных местах его встречают по-своему, но везде считают, что к Новому году надо простить обидчиков, расплатиться с долгами. Коммерсант старается распродать свой товар, чтобы успеть навестить родных. И хотя Новый год китайцы встречают не в то время, когда мы (в конце января - начале февраля), в витринах магазинов появляются рождественские венки, пластмассовые Санта-Клаусы (что вполне естественно для народа, наводнившего весь мир дешевыми елочными игрушками). Но главное веселье начинается за два-три дня до праздника. И сорванцы-мальчишки, и солидные отцы семейств выходят на улицы с хлопушками, шутихами и петардами. Треск, пальба, все небо горит огнями. Когда-то праотцы нынешних китайцев верили, что новогодняя суматоха отпугивает злых духов - ведь порох изобрели именно в Китае, не для войны, а для забавы. А сегодня люди веселятся, чтобы отпугнуть несчастья, зарядиться радостью на весь будущий год.

Духи природы
Люди почитали духов, которые олицетворяли собой силы природы: духа земли, духа солнца, духа луны, духа деревьев, духа гор, духа морей и т.п. Эти духи, по представлению древних, властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Различные природные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственных сил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда не заглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время от времени темные полярные страны. Радуга воспринималась в виде большой змеи, дугообразно перегнувшейся над землей. Ветер порождался шэн-луном - священным драконом. Порывистый ветер создавали незримые крылья мифической птицы да-фэн (большого феникса). Завывание ветра в ненастную погоду принимали за плач бесприютных душ тех воинов, которые пали на поле брани и не были погребены родственниками; ураганы и смерчи - это полет или борьба драконов; гроза - схватка белого и черного драконов, которые, нанося друг другу удары, проливают на землю обильный дождь. Раскаты грома уподоблялись также грохоту едущей по облакам небесной колесницы. Духи обитали на вершинах гор, наблюдали за жизнью людей со звезд, ведали морскими приливами и отливами, воплощались в деревьях и дожде, голоса их можно было расслышать в громе. Рост и разрушение, наводнение и засуха, приятное и ужасное - все находилось под их наблюдением. Долины, леса и горы с их редкими тропинками и глубокой тишиной, нарушаемой лишь шумом бегущих потоков, служили обиталищем духов. Духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгим выражением глаз. Они часто приходили на помощь человеку и приносили ему счастье и благоденствие.

Общим уважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным улыбающимся старцем с высоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно рисовали аиста (символ вечности) и оленя (символ счастья). В руках дух держал персик и жезл, которые также символизировали долголетие. У его ног художники рисовали гранаты. Красный цвет граната означал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображением духа долголетия наклеивались на стены жилых комнат: считалось, что это поможет изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучно жить.

Одним из почитаемых в народе был бог войны Гуаньди. Его обычно рисовали сидящим с раскрытой книгой в руках. И хотя он покровительствовал прежде всего бранной службе, но в его ведение входили и мирные профессии. Гуаньди был также духовным защитником страждущих, покровителем торговли, богатства. В городах и деревнях в его честь воздвигались храмы или кумирни.

Китайские крестьяне глубоко почитали" местного духа (туди). Его изображали стариком в головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двух прислужников. Местный дух обязан был охранять вверенные ему владения, заботиться об урожае зерновых, овощей и фруктов. Картинки с изображением туди наклеивались на стены домов, или же его статуэтку ставили на особой подставке в комнате. Перед ней зажигали курительные свечи и выставляли жертвоприношения: хлебцы и фрукты. В домах бедняков изображения божеств нередко заменяли табличкой с соответствующей надписью.

Духи растительного мира
Много преданий было связано с растительным миром. Люди верили, что местом своего пребывания духи часто избирали деревья, поэтому они считались священными. Тот, кто осмеливался вырыть или срубить дерево, мог навлечь на себя гнев духов, а это сулило всевозможные несчастья и даже смерть. Когда дерево срубали без предварительного увещевания его небесных покровителей, оно, по твердому убеждению верующих, кровоточило, кричало от боли или выражало негодование.

Священные деревья, по убеждению верующих, приносят людям добро, особенно когда дело касается исцеления от болезней. На ветвях таких деревьев в знак признательности верующие вешали благодарственные надписи или лоскуты яркой материи; стволы деревьев обвязывали гирляндами, а ветви увешивали фонарями.

Считалось, что вечнозеленые деревья (ель, кипарис) содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы и зимой. Такие деревья сажали на кладбищах и во дворах храмов предков - это должно было предохранить тела усопших от гниения и разложения, а живым принести счастье и удачу.

Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Вечнозеленая сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Сосны высаживали у подножия могильных холмов: существовало поверье, что этого Дерева боятся причудливые существа ван-сян, пожирающие мозг усопшего.

В Китае издавна трогательно любили цветы персика, которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы. Цветы персика воспеты в бесчисленном множестве стихов китайских поэтов. Однако больше всего ценилось не само персиковое дерево, а его плоды. Они были символом бессмертия и служили составной частью эликсира жизни в даосской религии. Божество долголетия часто изображалось выходящим из персика. Плод персикового дерева олицетворял собой счастье супружеской пары, бессмертие и весну.

Из персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу. Особым почитание пользовалась ива, которую можно встретить в любом районе Китая. Это дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. Из гибких ивовых прутьев плели корзины и веревки, а из листьев, содержащих танин, крестьяне изготовляли напиток, заменяющий собой чай.

В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. ЕЕ красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины сравнивали с ивой. Из ивового дерева прорицатели изготавливали идолов, через посредство которых они общались с миром духов. Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.

Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Между ивой, отличающейся необыкновенной живучестью, и солнцем, ежегодно одолевающим враждебную ему темную силу инь, есть нечто общее.




Китайский чай  | Чаепития  | Посуда  | Сувениры  | Фотогалерея  | Интересные факты  | Контакты |